Главная Общество Тихая родина моя
20.10.2012
Просмотров: 2242, комментариев: 0

Тихая родина моя

Теперь здесь нет доярок и скотников, механизаторов и агрономов, потому что около десятка лет отсутствует какое-либо сельскохозяйственное производство. И самое печальное — здесь нет ни одного ребенка. Ни дошкольного, ни школьного возраста. Школу закрыли в 2009 году, и дети доучивались в Ерале. Семьи, где были малыши, просто сменили место жительство. Когда-то в селе проживало 700 человек, в настоящий момент — только 100. Из учреждений остались самые необходимые — администрация, ФАП, клуб, почта.

ГАЛИНА НАЗАРОВА И СЫН АНДРЕЙ НА ЛИЧНОМ ПОДВОРЬЕ

— Илеку исполнилось двести сорок шесть лет. Эта земля еще помнит периоды бурного расцвета, — говорит глава поселковой администрации Римма Мызгина. — Люди строили планы на будущее. Но совхоз «Кропачевский» в перестроечный период стал ЗАО, а потом и вовсе уменьшился до ООО «Новь», которое находится в Малоязе. Оставшись без работы и всяческих перспектив, жители стали покидать свою малую родину в поисках лучшей доли. А когда закрыли школу, будущее Илека стало и вовсе очень туманным. Сегодня здесь проживают те, кто накрепко прирос корнями к этим местам. Большинство из них пенсионеры. Кто может, держит скот, но таких мало. На всю деревню у нас семь коров, 15 голов молодняка КРС, шесть свиноматок, есть гуси, овцы. Подворье держит только тот, у кого в городах дети учатся или еще не устроены в жизни.

О том, как и чем сегодня живут илекцы, расскажут они сами. Татьяна Мнякина с мужем в молодости уезжали из родного села жить в Сим.

— В конце восьмидесятых годов прошлого века в Илеке активно развивалось подсобное хозяйство Ашинского метзавода, — вспоминает Татьяна. — Была работа, жилье благоустроенное. Нас с мужем пригласили, и мы с радостью покинули Сим. Устроились хорошо: я — бухгалтером, Володя – шофером. А через несколько лет подсобное свернуло свою деятельность. Теперь работаю на почте, которую постоянно грозятся закрыть. Муж — водитель в администрации. Держим большое подворье. У нас три дочери, которым надо помогать. Они приезжают в гости: тоскуют по родным местам. И если бы было какое-нибудь производство, обязательно вернулись бы. Почта сегодня для селян – это пенсии, газеты и письма, продукты и оргтехника. Пусто здесь не бывает, редкий житель не заглядывает сюда ежедневно.

Мы шагаем по сельской дороге. Вот дом пчеловодов Воропановых.

— Дело это мужское, поэтому с пчелами больше муж Михаил занимается. Мед илекский славится на всю округу, ароматней, такого нет нигде, — рассказывает Валентина. – На мне же огород. Скотину не держим: здоровье не позволяет. Как живем, спрашиваете? Замечательно, и другой жизни не надо. Только ФАП и почту пусть нам оставят, да чтобы автобус по выходным пустили в нашу сторону. А то дети-студенты на такси добираются, а это дорого.

Кстати, о ФАПе. В Илеке когда-то даже роддом был. Сейчас больных принимает фельдшер Лидия Машукова. 33 года работает она здесь и уезжать не собирается.

— Муж — егерь в охотничьем хозяйстве, — рассказывает Лидия. — Держим коз, поросят, птицу разную. Нам здесь хорошо. Сыновья живут в Аше, в гости приезжают.

Двор Назаровых—Пудовкина (впрочем, не только их) окружен техникой: трактор, косилка, грузовой и легковой автомобили.

— В хозяйстве все необходимо, — говорит Николай Пудовкин. – У нас семь телят, одна корова — сена надо много, да и дрова заготовить на зиму. На себя работаем.

— Дети приезжают часто, помогают, — продолжает Галина Назарова. — Тянет их сюда. Вот и сегодня Андрей, освободившись от дежурства (работает охранником на кирпичном заводе в Башкирии), сразу приехал. В мастерской возится с техникой, да по хозяйству нам помогает. Все мечтает, что возродится снова Илек, и он сможет вернуться в родные места.

Нина Сулимова была учителем начальных классов, теперь безработная. Муж Виктор работал слесарем на ферме.

— Уезжать не хочется. Да и куда? Если найдется работа, то с жильем проблемы будут, — с грустинкой в голосе говорит Нина. — Мы родились и выросли здесь. Каждое деревцо, каждая травинка родные нам. Места у нас замечательные: ягоды, грибы, в пруду рыбы много. Живи и радуйся, без работы только скучно.

Сулимовы «время убивают» на своем подворье. В хозяйстве корова, поросенок, ухоженный огород. В свободные минуты Виктор делает поделки из подручного материала, Нина печет пироги, которые славятся на все село. Иногда к соседке забежит посудачить.

Н.П. БЕЛОБРОВА НАБЛЮДАЕТ ЗА ЖИЗНЬЮ ПОСЕЛКА ИЗ ОКНА СВОЕГО ДОМА

Нина Павловна Белоброва наблюдает за тихо текущей жизнью села из окна. На улицу не выходит.

— Травму получила, когда на ферме телятницей работала, — говорит она. — Теперь только по дому с помощью стула могу передвигаться.

А дом у нее словно терем. Порядок идеальный. Всюду вазы с цветами, ковры да половички домотканые. Полы блестят свежей краской.

 

РИММА МЫЗГИНА И НИНА СУЛИМОВА ЧАСТЕНЬКО ВСПОМИНАЮТ

О РАБОТЕ В ШКОЛЕ, КОТОРАЯ НА СЕГОДНЯ ЗАКРЫТА

— Она у нас чистюля из чистюль, — с улыбкой говорит Римма Мызгина. — Сын Николай такой же. Обязательно приходит помогать матери.

Римма Михайловна возглавляет местную власть почти 30 лет. О чем только за эти годы мы не переговорили. Всякий раз заканчиваем планами на будущее. Что же ждет Илек завтра?

— Никто вам не ответит на этот вопрос конкретно, — сказала она. — Недавно предприниматель из Копейска оформил у нас земли под охотничьи угодья, построил дом. Почти каждую неделю едут любители поохотиться со всей области. Предприниматель из Челябинска выкупил 200 га земли, приобрел дом. Говорит, что будет выращивать овощи, разводить пчел. Шесть молодых семей хочет сюда привезти. Предприниматель из Ревды Свердловской области тоже купил два участка под застройку и все металлоконструкции бывшего зерносклада. Уже удивлял нас полетами на параплане. Есть и еще желающие приобрести землю. А пока мы ремонтируем сельские дороги. Губернатор Челябинской области выделил нам на эти цели семь миллионов рублей. Готовим соответствующую документацию, чтобы продолжить приводить в порядок наши дороги в следующем году. Без дела не сидим.

Нина ЧАЛОВА

Фото Ирины Жигар



Уважаемые читатели!

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Комментарии

Реклама