Интервью
фотогалерея
Немец из… Америки
Существует семейная легенда. Адольф Квельмс – основатель династии Середёниных - приехал из Чикаго в Ашу в 1880 году. Здесь и женился. Немец из Америки? Что-то не припоминается, чтобы немцы, как англичане, покоряли Новый свет.
Выяснилось, Ашинский металлургический завод был построен только в 1898 году. Эта нестыковка объясняется просто, за давностью лет потомки пытались додумать отсутствующие факты из биографии прадеда. А вот взрослым сыновьям Адольфа придумывать, казалось бы, ничего не надо. Живущие вместе с мамой, они в анкетах, заполненных в 1922 году и обнаруженных в городском архиве Златоуста, пишут: один, что маме – 71 год, другой брат – что 63 года. Вальтер сообщает, что он родился в Сан-Луи, Фриц – в Иллинопсе, а Вольдемар – вообще в Краматорске, на Украине. Получается, Адольф Квельмс не сразу приехал в Ашу и приехал уже с семьёй.
Семья Квельмсов
Заглянем в энциклопедию. Города Иллинопса в США нет. Есть штат – Иллинойс, и в нём город в два раза крупнее Златоуста – Сент-Луис. Вы спросите, каким образом документы семьи Квельмс оказались в архиве Златоуста? Златоуст в те годы был центром Южно-Уральского горного округа, и Аша входила в состав этого округа. Братья сообщают, что в Россию они ехали через Германию, но поскольку там не задержались, можно предположить, что именно отсюда их отец и начал своё путешествие по континентам. Что гнало его по миру? Любовь к приключениям, желание посмотреть дальние страны или поиски земли обетованной? Теперь мы уже никогда не узнаем.
Подписали себе приговор
Жизнь в Соединённых Штатах Квельмсу видимо не приглянулась, он отправляется на Украину, а потом – ещё дальше, на Южный Урал. Приехал он сюда по приглашению работать на Ашинском металлургическом заводе. Семья увеличивается. В Аше родились Бен-Георг, Эльза, Анна. В 1913 году Адольф вместе со старшим сыном выезжал в США, чтобы Вальтер получил американский паспорт. Суровый климат, а затем революция и гражданская война, не совсем благополучная жизнь, подорвали здоровье Адольфа, и в 1919 году в возрасте около 50 лет он отправился в своё последнее путешествие в мир иной.
В 1931 году от тяжёлой болезни умер его сын Фриц. Но уже с 1922 года за семьёй следит бдительное око НКВД. В анкете Квельмсам предлагают ответить на провокационный вопрос – желают ли они выехать из России? Братья, не сговариваясь, искренне ответили – желаем. Но такая возможность не представилась, и в 1928 году Вальтер и Вольдемар пишут заявление с просьбой предоставить им советское гражданство.
Подписав это заявление, они фактически подписали себе смертный приговор. К этому времени все братья, кроме Вольдемара, обзавелись семьями. Вальтер работал мастером мартеновской печи, Вольдемар – счетоводом. Про Бен-Георга известно, что он остался гражданином США и женился на шведке. Иностранных специалистов, помогавших поднимать промышленность, в Советском Союзе работало много.
А потом был 37-й год. Взорвалась мартеновская печь. Братья Квельмсы были арестованы. Вальтеру дали 10 лет без права переписки, что равнялось расстрелу. Не помогло ходатайство уважавших и ценивших его рабочих завода. Вольдемара увезли в Челябинск и в тот же день расстреляли. Повезло Бен-Георгу. Его вместе с женой как иностранных подданных выслали в Швецию. В крайне тяжёлом материальном положении оказалась вся семья. Родственников врагов народа на работу не брали.
Почему же взорвалась печь? Ответ встретился в мемуарах одного известного государственного деятеля. Когда варят сталь, обязательно добавляют металлолом. И это не только ржавые бачки и кровати. Поля нашей страны, пережившей столько войн, были просто усеяны битой военной техникой и боеприпасами. Вот и везли на металлургические заводы военный хлам и неразорвавшиеся артиллерийские снаряды.
«Это не есть гут»
В 1956 году Квельмсы были реабилитированы. Вальтер и Вольдемар – посмертно. Узнал ли Бен-Георг о реабилитации, не известно. Но если и узнал, не думаю, что ему захотелось снова приехать в Россию.
В Аше и сейчас живут потомки Квельмсов. Их прапрабабушка Клара Карловна, супруга Адольфа, дожила до преклонных лет. Истинная католичка, она запретила своим потомкам принимать христианство. Через поколения дошла её фраза, часто повторявшаяся, когда бабушка была чем-то недовольна: «Это не есть гут». И ещё каким-то чудом сохранились четыре крохотные серебряные вилочки с фамильным вензелем «К» – Квельмс. Про её дочь Анну, к сожалению, ничего не известно. А Эльза познакомилась со златоустовским служащим А.В. Середёниным и вышла за него замуж.
Зоя Зимнухова
Уважаемые читатели! Если вы можете что-либо добавить к этой истории, то напишите об этом в редакцию «Стальной искры». Ваши комментарии будут интересны не только нам, но и нашим коллегам из «Златоустовского рабочего».
Уважаемые читатели!
По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Оставить комментарий