Главная Общество На войне как на войне
12.02.2014
Просмотров: 2344, комментариев: 0

На войне как на войне

У памятника афганцам в Аше

 

«Афганцы» — так мы привыкли называть ребят, прошедших службу в Афганистане. «Шурави» — обращались к ним на афганской стороне во время войны, где 18-летние мальчишки по официальной трактовке «выполняли свой интернациональный долг».

С момента вывода советских войск из Афганистана минуло уже четверть века. Но и спустя десятилетия вернувшиеся домой живыми с того берега предпочитают вслух не говорить о днях срочной службы.

— Конечно, все вспоминается, фильмы, например, смотришь, — признается Сергей Беззубенков. — Часто в Афган во сне возвращаешься.

Сергей Викторович был призван в ряды Советской Армии Засвияжским РВК Ульяновской области 28 сентября 1982 года практически после окончания училища. Сначала недолгое обучение воинским специальностям в части Среднеазиатского военного округа на территории Казахстана в окрестностях Талды Кургана. А уже в декабре 1982 года военным водителем он направлен на службу в Демократическую Республику Афганистан в состав 797 разведцентра 40-й армии ОКСВА. В мае 1984 года за выполнение боевой задачи в районе Кандагара он награжден

медалью «За боевые заслуги».

— Нам не сообщали, куда нас направляют, — рассказывает Ягофар Гаминович Сафин. — Только на борту самолета сказали, что летим в Душанбе. Думаем: здесь служить будем. Оказалось — нет. Потом в Термез

— кругом собаки, пограничники. О! Пограничниками будем! Нам говорят: «Чему радуетесь?» Подняли на крышу, показывают мост через Амударью, там фонари говорят — до границы 6 км. «Вот туда поедете. В Афганистан».

Как и многие, Ягофар был призван на срочную службу в армию после окончания школы. Сначала «карантин» и «учебка» с октября 1986 года по февраль 1987 года в военной части Туркестанского военного округа на территории

Узбекистана в г. Термезе. Затем служба на территории Афганистана в составе 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады, где он был гранатометчиком разведподразделения. За выполнение воинского долга в

Афганистане он награжден медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР» и афганской медалью «От благодарного афганского народа».

— Было ли страшно? — не удержалась я от вопроса.

— А как же, — говорит Ягофар. — Поначалу, когда ребята возвращались из боевых выездов, было интересно, тоже туда хотелось. Но романтика быстро исчезла.

— Да, прошло все, как детство, — добавляет Сергей. — Но сейчас уже туда не хотел бы вернуться.

— Боевое братство, взаимовыручка — все это было?

— Без этого никак не обойтись, — вступает в разговор Ильдус Садыков, — друг друга умирать не бросишь.

Миньярец Ильдус Ахатович Садыков ушел в армию 29 сентября 1982 года, после окончания десяти классов. Уже в марте 1983 года и до момента демобилизации в январе 1985 года — гвардии рядовой 344 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения аэродрома Кундуз.

Награжден медалью «От благодарного афганского народа» и грамотой Президиума Верховного Совета СССР с вручением Знака «Воину-интернационалисту».

— Осознание было, что выполняли «интернациональный долг»?

— В первую очередь это была служба, а уж затем «интернациональный долг», — высказал свое мнение Ильдус. — Никто глубоко не задумывался об этом. А где служить? Какая разница.

И с ним согласились мои собеседники.

— Лишь бы домой вернуться, — добавляет Ягофар. — Это было главным.

Короткие ответы суровых мужчин, закаленных войной, казалось, не оставляют место эмоциям. Да, о боевых действиях они не распространяются. Но весело, с улыбкой вспоминают бытовые тяготы и лишения армейской

жизни и короткие часы отдыха.

Так устроен человек — память не сохраняет плохое. Сейчас все трое трудятся в Аше, на предприятии «Уралдомнаремонт», у них выросли дети и подрастают внуки.

— Если на долю сыновей или внуков выпадет такая доля воевать?

— Служить надо, — подвел черту нашей беседы Сергей. — Кто-то же должен…

Инна Стасова

Фото Ирины Жигар



Уважаемые читатели!

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Комментарии

Реклама