Главная Общество Министр образования и науки Челябинской области А.И. Кузнецов
26.01.2013
Просмотров: 3135, комментариев: 3

«ЕГЭ не будет отменяться, но будет меняться»

Министр образования и науки Челябинской области А.И. Кузнецов

В этом убежден Министр образования и науки Челябинской области А.И. Кузнецов, в пресс-конференции с которым приняли участие журналисты нашей газеты.

— Александр Игоревич, родители учеников с волнением ждут вступления в силу нового закона об образовании. На что следует обратить внимание в первую очередь?

— Родителем ничего бояться не стоит. Мы предполагаем провести большую пресс-конференцию для широкого освещения нового закона. Почти двадцать лет образование работает по старому закону и, конечно, принципиальные позиции в системе требуют изменений. Закон несколько лет обсуждался, и мы знали, какие позиции будут меняться. Процессы в системе образования шли превентив- ные, поэтому к новому закону мы готовы и морально, и организационно. Начальные классы занимаются в Челябинской области в экспериментальном режиме по образовательным стандартам нового поколения. Старшая школа в скором времени станет полностью профильной. Переходя в 10 класс, ребёнок должен однозначно определиться с профилем своего образования. В профобразовании больше не будет такого типа учреждений, как профессиональное училище. Интересное для родителей нововведение: в скором времени образовательное учреждение сможет выбрать себе любую вывеску: хоть «гимназия», хоть «лицей», хоть «колледж», потому что теперь образовательные учреждения будут аккредитовываться не по своему статусу, а по образовательным программам. Это очень важная новация в профессиональном плане.

Зачастую родители выбирают образовательное учреждение, ориентируясь на название, чтоб было «круто», чтоб можно было похвалиться перед соседями или роднёй. А образовательное учреждение нужно выбирать по качеству программ, которые там реализуются. С этой целью нами ведётся мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях Южного Урала. Эти мониторинги можно найти на сайтах региональных Министерств, на муниципальных сайтах. Ориентируясь на них, и нужно выбирать образовательное учреждение. Вывеска — это лишь формальная оболочка. Качество образовательной программы — это более серьёзная вещь.

— Сможет ли в будущем выпускник выбирать, в какой форме сдавать вы- пускной экзамен: стандартной или в форме ЕГЭ?

— Право выбирать государственную итоговую аттестацию в виде ЕГЭ или стандартного экзамена имеют в нашей стране только дети-инвалиды. У здорового ребенка такого права нет. Выпускник может выбирать предмет, который не является обязательным. А математика, русский и в скором времени иностранный язык — это обязательные дисциплины для сдачи независимой экспертизы за курс школы. У нас по закону каждый уровень образования должен заканчиваться оценкой полученных знаний. В начальной и сред- ней школе – это, конечно, не ЕГЭ, а независимая экспертиза уровня образованности ребёнка, потому что Единый государственный – это одновременно и выпускной и вступительный экзамен. Если ребёнок обучался, мы должны знать, как он обучился.

Обучение — это ответственность и самого ребёнка, и его семьи, и педагогического коллектива. Независимая экспертиза дает чёткое понимание, как был выстроен образовательный процесс в отношении данного школьника, и как он обучился. Разговоров о ЕГЭ ведётся много. Я вхожу в государственную комиссию по ЕГЭ, поэтому в курсе всех новаций. Однозначно, единый экзамен отменятся не будет, но будет меняться. ЕГЭ — это инструмент повышения качества образования. По итогам ЕГЭ мы проводим мощнейшую аналитическую работу. И если видим, что в нашем регионе отдельные аспекты образования «западают», то им будет уделяться больше внимания. Если отдельные муниципалитеты показали низкий уровень образованности выпускников, то анализируем, почему это произошло. Естественно, вслед за этим принимаем меры: закупаем учебное оборудование, повышаем квалификацию учителей и прочее. Поэтому ЕГЭ — польза для всех, в этом моё глу- бокое убеждение.

— Как вы относитесь к кампании по укрупнению вузов в Челябинской области?

— Надеюсь, вы поняли мою позицию: я не сторонник того, чтобы бороться за статус и вывеску, даже за учреждение. На мой взгляд, учреждение — это инструмент в руках учредителя по оказанию государственной услуги населению. Студенту, по сути, неважно, в каком институте он учится: большом или маленьком. Главное, чтобы он качественно учился. В Челябинской области — полсотни вузов. Столько быть не должно. Филиалы университетов, в которых обучается, порой 30 человек... Ну, невозможно для 30 человек организовать качественный учебный процесс! Даже на платной основе. По сути дела, эти филиалы — пункты по продаже дипломов. Поэтому политика укрупнения вузов, ликвидация филиалов — это правильная и неизбежная политика. Опыт показывает, что укрупнение ведет к повышению качества работы данного учреждения не только в части учебной, но и научно-исследовательской работы.

Проблема нашего высшего образования — это исключительно учебная деятельность. Студенты ведущих университетов мира занимаются исследовательской деятельностью, получая новые актуальные знания. А в наших вузах дают знания, которые были актуальными 10-20 лет назад. И наш выпускник, только получивший диплом, уже значительно отстаёт от специалистов Европы. У нас в области заниматься исследованиями может позволить себе только ЮУрГУ, потому что, получив статус научно- исследовательского университета, он получил и федеральное финансирование. Теперь наша задача — создать такой же крупный вуз в Магнитогорске. Это должен быть многопрофильный университет, где гуманитарные специальности будут дополняться техническими, ведь жизнь показывает, что самые лучшие лирики получаются из физиков.

— Не секрет, что педагогические коллективы у нас преимущественно женские. Как вы думаете вернуть в школы мужчин?

— Сейчас в подавляющем большинстве муниципалитетов профессия учителя стала привлекательной в денежном плане. Она дала возможность мужчинампедагогам, особенно на селе, стать кормильцами семьи. Я думаю, это со временем вернёт мужчин в школы. Предпосылки к тому уже есть. Сейчас среди участников конкурсов профессионального мастер- ства у нас появились мужчины-учителя начальных классов.

— Александр Игоревич, 25 января у всех студентов праздник — Татьянин день. Как отмечали его вы, будучи студентом?

— К сожалению, никак. Я учился в советское время в советском вузе. А День Великомученицы Татьяны — все-таки религиозный праздник. Но помню, как бурно с однокурсниками отмечали по студенческой традиции «Медиану» (в других институтах его называют «Экватор») — 2,5 года учебы. Хотя по нынешним меркам гуляли мы всё-таки скромно.

Записала Юлия Сергеева

Фото Ирины Жигар



Уважаемые читатели!

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Комментарии
Гость
03.06.2013, 22:31

двоишники вы все и Зоя тоже двоешница!

Гость
23.06.2013, 17:06

Юлия Сергеева
Те, кто выдавал нам красные дипломы, наверное думали по-другому

Гость
08.07.2013, 09:58

ЕГЭ (тестирование) это вообще не проверка знаний

Оставить комментарий

Реклама