Вместе со звонарями — участниками конкурса по узкой винтовой лестнице мы поднимаемся на колокольню. Здесь с высоты многоэтажного строения нашему взору открывается великолепная панорама города. Пока мы любуемся красотами открывшихся взору пейзажей, конкурсанты примеряются к колоколам, репетируют. Необычно близким звучанием переливы взятых «аккордов» будоражат душу. Однако звонари деловито сосредоточены — для подготовки у них меньше часа.
Сложнее всего пришлось миньярцу Владимиру Карташову — выяснилось, что колокола на звоннице храма подвешены не совсем верно, и как позднее нам объяснил отец Валерий, под звонаря-левшу. Трем конкурсантам Алексею Смолякову, Вячеславу Доронину и Сергею Туманову из Аши звонница знакома, поскольку все они не первый год во время христианских праздников и служб оглашают окрестности колокольным перезвоном. Нужно отметить, что все конкурсанты — люди разных профессий — инженер, железнодорожник, преподаватель. Самый юный участник Алексей Смоляков (на снимке) закончил шестой класс школы №4, но вот уже три года он осваивает звонарное искусство.
— Сначала я смотрел, как звонят, — рассказывает Алеша. — На Пасху, когда в звонницу пускают всех желающих, я сам пробовал звонить. На маленьких колоколах играть сложнее, потому что приходится разом управлять тремя, и скреплены они одной веревкой.
Примерно столько же звонарное мастерство познает Сергей Туманов. Как гласят источники, исполнитель создает рисунок мелодии душой.
— Чаще играем по наитию, много импровизируем, — говорит Сергей. — Особенный звук колоколов получается зимой — сильный и пронизывающий. Чтобы мелодия сложилась, подниматься без благословления и молитвы на колокольню нельзя, все равно ничего не получится, по себе знаю.
Тем не менее любое занятие требует определенной базы знаний. Наши герои черпали ее из Интернета. На современном этапе создается большое количество школ звонарей, и навыки звонарного мастерства доступны каждому желающему.
Пока шла подготовка к перезвону, на противоположной стороне реки, возле Ашинской школы искусств, собралось немалое количество слушателей. Главная интрига мероприятия заключалась в том, что никто до начала награждения не видел конкурсантов. И жюри, и зрителям была предоставлена возможность наслаждаться лишь их исполнительским искусством.
И вот, над искрящейся в лучах заходящего солнца рекой, понеслась мелодия колокольного перезвона — пасхального, красного, венчального… Чтобы лучше ее расслышать, слушатели как один перешли на берег Сима, рассуждая кто со знанием дела, а кто по отзывам души об услышанном, неизменно аплодируя каждому исполнителю.
— Прекрасный получился концерт, если так можно сказать, — восхищается жительница города Валентина Иванова. — И довольно необычный. Очень понравились стройные Алешины перезвоны.
— Самое замечательное в этом мероприятии то, что сделано такое хорошее начинание, — говорит заслуженный работник культуры Борис Гусенков. — Теперь, думаю, потянутся сторонние люди, опытные исполнители начнут совершенствоваться.
Перед жюри стояла сложная задача, но в одном они были единогласны — легкая нежная мелодия колокольного перезвона, извлекаемая детской рукой Алеши Смолякова, отозвалась в сердцах и была признана лучшим исполнением.
— Я впервые был судьей такого конкурса, — признается ректор Уфимского филиала МГГУ им. Шолохова Василий Бабенко. — Впечатления самые радостные, прекрасные, оптимистичные. Почему? Я думаю, этот светлый конкурс будет жить. Прекрасное не должно умирать, а должно быть поддержано всеми жителями района.
По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Почему из Сима звонаря не позвали?
Какой же это районный конкурс,одни ашинцы.
Позор.
Оставить комментарий