Главная Культура и искусство Исключительно эксклюзивно
15.03.2014
Просмотров: 2167, комментариев: 0

Исключительно эксклюзивно

 

Дерево… Задумаешься, и, кажется, нет более полезного создания на Земле. При жизни оно обеспечивает нас кислородом, соком ранней весной, тенью в жаркий знойный день. Еще древние приписывали деревьям магические свойства исцеления.

И однажды срубленное, превращаясь в творения рук человеческих, оно продолжает служить людям. Из него мы строим дома, лодки и корабли, создаем артобъекты, всецело наслаждаясь свойствами древесины осязаемыми и неведомыми сознанию.

Повороты судьбы

Переступая порог этого дома, понимаешь, что с деревом здесь особые и довольно долгие отношения. Предметы домашнего обихода: шкафы, столы, кухонный гарнитур, буфет, полочки, двери — все это результаты творческого труда главы семьи  - Николая Тимофеевича Мазунина.

Его призвание и будущую профессию, как это часто бывает, неожиданно определила судьба. Когда нужно было до армии где-то провести время, а  при выборе рабочего места приоритетом стояла утренняя рабочая смена, Николай отдал предпочтение цеху эксплуатации зданий и сооружений одного из уфимских предприятий, в частности столярному делу.

— Никого в семье не было, кто бы работал когда-либо с древесиной, — рассказывает он. — Когда первый раз попробовал столярить - понравилось, запах дерева, чистота, на работу тянуло. Так и пошло. Резать по дереву меня никто не учил — я самоучка, да и считаю, что до сих пор еще учусь. И вообще работа столяра такова, что в ней учатся чему-то непрерывно.

Первый творческий опыт случился, когда Николай, встречаясь со своей будущей женой Аллой, решил преподнести ей подарок. Сделанная своими руками и подаренная  любимой шкатулка до сих пор хранится в семье, занимая почетное место на буфете. У этой вещицы своя легенда. Изготовлена коробочка из куска красного дерева, который Николай совершенно случайно нашел выброшенным на улице. Попавшаяся на глаза доска показалась странной на вид, потому наш герой не прошел мимо, а забрал ее с собой. Спустя время она была острогана, обнаружив ценную древесину внутри.

С тех пор и стали выходить из-под рук мастера эксклюзивные вещи  и не только для нужд семьи, в подарок их получали друзья, родные и близкие. Так что многие творения мы, к нашему сожалению, не увидели.

Есть в биографии Николая особая страничка. Однажды ему захотелось исполнить для строящихся в Аше храмов сестричества распятие. Но из-за нехватки материала распятию было суждено превратиться в икону. Сейчас этот резной образ является украшением храма.

— Нельзя вырезать икону, распятие по заказу или чьей-то просьбе, — продолжает Николай Тимофеевич. — Если кто-то скажет: «вырежи икону», — я не смогу просто так это сделать. Для ее создания нужно особое состояние души.  

 Позднее руками мастера сотворены иконостасы храма Казанской иконы Божией матери и деревянного храма сестричества милосердия. Сейчас он заканчивает распятие часовенку последнего.

Иконостас довольно сложное по архитектуре и церковным канонам сооружение. В данный момент его врата, но уже для уфимского храма Николай Тимофеевич продолжает резать. Витиеватая объемная резьба из цельного массива дерева поражает своим изяществом.

— Летом покроем их золотой краской, — говорит жена Николая Алла Асеева, — и установим на место.

Еще работы Николая живут где-то на далеких японских островах. Несколько лет назад их подарили членам японской делегации, которая приезжала с рабочим визитом на Ашинский металлургический завод.

Коллега и соратник

 Работает Николай без предварительных эскизов, как говорит сам: «я не художник — нарисовать не могу, могу вырезать». Его процесс творчества должен длиться непрерывно, иначе, однажды прервавшись, работа может быть отложена на долгие месяцы и даже годы. Поэтому поддержка семьи имеет принципиальное значение. Супруга не только с пониманием относится к занятию мужа, но как никто другой знает нюансы и сложности работы с деревом, потому что в молодые годы она была коллегой будущего мужа по цеху — работала столяром.

— Дерево люблю, — признается Алла Леонтьевна, теперь уже преподаватель ИЗО Укской школы, — с ним невероятно интересно работать, делать что-то руками и видеть результаты своего труда. Заказы  выполняли разные: тумбочки, столы, стенки. В моем распоряжении было шестнадцать станков. А потом, раз они  под руками, для себя много делали, у кого насколько фантазии хватало. 

Волею судьбы семье пришлось уехать из Уфы и осесть в поселке Ук, где Алла поначалу оказалась профессионально невостребованной. Но, устроившись в Укскую школу, она получила педагогическое образование, закончив  художественно-графическое отделение. В силу профессии Алла Леонтьевна постоянно открывает и осваивает различные виды искусства, техники и технологии творчества. В экспозициях Ашинского выставочного зала неоднократно были представлены ее картины на бересте, в том числе и поделки из этого природного материала, вышивки, батик.

В лихие 90-е годы, когда всем денег катастрофически не хватало, любимое ремесло стало спасением и средством выживания семьи. Делали бесконечное число вазочек, досок, расписывали и реализовали. Но время творчества для души никогда не уходило. Большая мечта Николая сделать коллекцию резных ложек. Хотя сделано их немало, в доме они не задерживаются — расходятся на подарки.

— У меня много идей с ложками, но вот когда они воплотятся в жизнь — не знаю, — сетует Николай. — Времени не хватает.

Покидали мы этот гостеприимный дом в приподнятом настроении, ощутив особенную его атмосферу, созданную добрыми руками его обитателей, вложивших кусочек души в каждый его уголок.  

Инна Стасова  

 

 



Уважаемые читатели!

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Комментарии

Реклама