Интервью
фотогалерея
Берегиня русской песни
Педагог по вокалу, останавливая репетицию, говорил ей с укоризной «Лида, не гвозди!», и она, смущаясь, старалась петь сдержанно. А душа-то наружу рвалась…
Чего же душа её просит, Лидия Калинина долго не могла разобраться. Уже и училище успешно окончила, и поработала по распределению в городе Чердынь, с концертами весь Пермский край объездила, в Казахстане на телевидении выступала, замуж вышла, дочку родила… Потом переехала в Миньяр к сестре, и ей сходу в новом Дворце культуры предложили должность хормейстера. Однажды на курсах в Челябинске она впервые увидела выступление народного хора. Вот тогда-то душа её развернулась так, что воздуха не хватило…
Вернувшись, стала собирать хоры: во Дворце культуры, в цехах на заводе, в школе, в горторге. А потом набрала детей звонкоголосых. Парни выходили на сцену в косоворотках, девочки — в сарафанах, юные, чистые, светлые… Лидия Яковлевна вспоминает, как резко отчитал её тогда один авторитетный член жюри: «Кто вам дал разрешение петь народные песни? Школьники должны петь о комсомоле!». Она отчаянно пыталась отстоять свою правоту. Впрочем, этот спор рассудило время…
Для своего хора Лидия Яковлевна всегда выбирала незнакомые, забытые песни. Однажды вспомнила задорную чувашскую плясовую, которую пела мама — приволжская чувашка. Разучила её с детьми. Когда с этой пляской детский ансамбль победил на вокальном конкурсе, Лидия Яковлевна впервые услышала от жюри незнакомое слово «фольклор». Оказалось, это то, чем она всю жизнь жила, к чему по наитию тянулась, чего так требовала душа её!
— Фольклор ведь — не только песни, а вся народная мудрость, воспитание, — размышляет Лидия Яковлевна. — Есть же такое понятие: народная педагогика. Например, я всегда хожу, не поднимая глаз, потому что в деревне у нас говорили: «Смотреть прямо в глаза незнакомым людям — неприлично». Помню, как тетушки учили меня по-чувашски полы мыть, приговаривая: «Невесту, Лида, выбирают по порожку!». Вот из таких уроков и складывается в итоге хорошее воспитание.
С ненасытностью голодного стала она собирать по крохам сохранившиеся свидетельства старины. Тогда же В.И. Быков, в ту пору директор станции юных туристов, позвал Лидию Калинину в фольклорные экспедиции по окрестным деревням: Илек, Муратовка, Серпиевка, Биянка. Песни, от души подаренные старожилами, обретали новое звучание. Вскоре сложился солидный репертуар, который и в столице показать было не стыдно. Так началось триумфальное шествие «Миньярских родников» по конкурсам и фестивалям нашей необъятной России. Выступая в Москве, Лидия Яковлевна услышала: «Ой, какие девчонки у вас голосистые, у нас уши позакладывало!», напряглась внутренне, ожидая: «Лида, не гвозди!», а им первый приз присудили.
— Как же мне хочется детей наших петь научить, — говорит Л.Я. Калинина, — они же ко мне приходят «глухие» совсем, потому что в семье петь не научили: родители не поют, бабушки и то не поют. Откуда же детям-то научиться?
ервые её певуньи уже выросли давно, продолжают петь в своих семьях, детей этому учат. А кто-то народную песню делом своей жизни выбрал: коллективами руководят, преподают, поют в профессиональных ансамблях. Ну, а Лидия Яковлевна по-прежнему изо дня в день продолжает свою непростую миссию. За долгие годы она собрала богатейший этнографический материал, по праву считается признанным этнографом и фольклористом Уральского края. И замены ей нет. Поэтому, Лидия Яковлевна, гвозди! Творческих успехов вам на долгие годы! С юбилеем!
Юлия СЕРГЕЕВА
Уважаемые читатели!
По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Оставить комментарий