Интервью
фотогалерея
Первым делом - самолёты…
Этой формуле жизни, если не два с половиной века, то, по крайней мере, семь десятков лет, что явно и бесспорно.
Трактор в награду
Вышедший из огня гражданской войны полуразрушенный Симский обозный завод ни на один день не прекращал своей работы. Летом 1920 года на Симский завод было возвращено почти всё вывезенное колчаковцами в Сибирь оборудование, что позволило значительно увеличить выпуск основной продукции. Но как ни парадоксально звучит, окончание гражданской войны поставило под вопрос существование завода в Симе. С каждым новым успехом Красной Армии потребность в военных повозках всё быстрее сокращалась, и настал «чёрный» день, когда завод остался вовсе без заказов. В итоге, по решению правления горного округа с 1 августа 1923 года Симский завод был остановлен «на мёртвую консервацию», что поставило население посёлка на грань выживания.
Однако, после привлечения соответствующего финансирования с 1 января 1925 года Симский завод вновь заработал, возобновив выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования, включая конные повозки и бороны «Зиг-Заг».
В 1928 году он был переименован в Симский сельскохозяйственный завод. Новое руководство усилило темпы реконструкции, изыскав средства на строительство нескольких новых корпусов. Принимаемые меры положительно отразились на результатах работы завода: за период с 1925 по 1931 гг. объём выпуска продукции на заводе вырос в 2,8 раза, а число работающих в 4,4 раза. В 1934 году за достигнутые успехи нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе наградил трудовой коллектив трактором и легковым автомобилем.
Вместе с развитием завода изменилась и жизнь в посёлке. В 1932 году здесь построили хлебозавод, открыли первый детсад-ясли, создали радиоузел. В 1933 г. появилась четвёртая по счёту общеобразовательная школа. В 1936 г. в помещении бывшей дачи управляющего заводами округа открылся загородный пионерский лагерь; в районе Жуковой Шишки оборудовали базу отдыха с эстрадой, танцплощадкой, лодочной станцией, купальней и вышкой для прыжков в воду. В Симе появилось звуковое кино. Было организовано первое в районе подсобное хозяйство, а на смену частной торговле пришло кооперативное общество.
В 1940-ом году Симский завод был перепрофилирован в арматурный. С таким профилем он проработал до июня 1941 года. После нападения фашистской Германии на СССР его судьба круто изменилась…
Выстояли и победили!
Приближение в 1941 году фронта к столице вызвало необходимость срочной эвакуации двух московских авиационных заводов. Местом их последующей деятельности был выбран посёлок Сим Миньярского района Челябинской области, где дымил небольшой арматурный завод. Вначале в далёкий южноуральский посёлок на основании приказа Наркомата авиационной промышленности от 14.07.1941 г. был эвакуирован завод № 444 со станции Плющево Московской области. Первые эшелоны с заводским имуществом и сопровождающими его сотрудниками начали прибывать в Сим уже в июле-августе 1941 года. Предприятию отводилась роль дублёра Московского агрегатного завода № 132, однако вскоре тот тоже был эвакуирован. Сначала ушло оборудование, а в начале ноября в путь на седой Урал отправились эшелоны с рабочими и членами их семей. В результате, объединённый производственный комплекс из трёх предприятий получил название Симский механический завод № 132. Его первым директором был назначен Дмитрий Михайлович Ивайкин.
Приняв эвакуированных, посёлок Сим, в котором перед войной в 1483-х дворах проживало 12 тысяч человек, стал похож на настоящий улей. На смену 860 рабочим и служащим завода – коренным симчанам, ушедшим на фронт, - в Сим прибыли люди почти со всей страны. Среди эвакуированных, кроме сотрудников двух московских заводов, были специалисты из могилёвской строительной организации, подростки из оккупированных фашистами центральных областей России и блокадного Ленинграда. Население посёлка увеличилось до 20 с лишним тысяч человек, поэтому Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1942 года рабочий посёлок Сим был преобразован в город районного подчинения с сохранением прежнего наименования.
Несмотря на трудности снабжения и быта, именно в 1942-43 гг. на заводе было освоено производство агрегатов запуска авиационных двигателей, пневмосистем самолётов, регуляторов воздушного винта. Агрегаты Симского механического завода устанавливались практически на всех боевых самолётах того времени.
И стал завод орденоносным
В послевоенные десятилетия симчане добиваются новых трудовых успехов по выпуску ещё более совершенной продукции для самолётостроительных заводов страны. В этот период Симский механический завод, ставший ещё в годы войны предприятием серийного производства, выпускал 259 наименований изделий, которыми комплектовались как реактивные, так и турбовинтовые самолёты (истребители, средние и тяжёлые бомбардировщики, самолёты-разведчики). По большинству выпускаемых изделий Симский завод был и остаётся единственным серийным поставщиком в стране и не имеет дублёров. Это означает, что продукция предприятия необходима не только для военной, но и для гражданской авиации. Кроме того, завод выпускал и выпускает агрегаты для вертолётного производства и для ракетной техники.
Особых успехов в своём развитии завод и город достигли в период, когда предприятие возглавлял директор Григорий Михайлович Пузиков (1966-1981 гг.), а главным инженером являлся Иван Алексеевич Юрков (1966-1986 гг.). За 15 лет на заводе были введены в строй 15, 33, 35 и 37-ой корпуса, реконструирован корпус № 34. Открыты новые лаборатории в 7-ом и 19-ом отделах. В 1981 году введён в действие заготовительно-складской комплекс на станции Симская – корпус 38А со своей автономной котельной, получивший наименование «Симский агрегатный завод» (САЗ), а всё предприятие было переименовано в «Симское агрегатное производственное объединение» (САПО). За эти годы заводу 12 раз присуждались места лидера во Всесоюзном социалистическом соревновании. За освоение и производство новой высококачественной авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 23 декабря 1976 года наградил Симский механический завод орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же 437 работникам предприятия были вручены государственные награды – ордена и медали, а фрезеровщику Павлу Степановичу Жукову присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
В 60-70-ые годы руководство города и Симского механического завода во главе с Г.М. Пузиковым уделяли большое внимание и социальной стороне жизни трудящихся. За этот период была построена птицеферма, возведены Дом быта и Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс и памятник-обелиск погибшим на фронтах Великой Отечественной войны землякам. Заасфальтированы основные улицы города, нижняя и верхняя дороги до станции Симская. В микрорайоне «Верхняя Зона» построен больничный комплекс на 240 коек, открыты летние городской и загородный пионерские лагеря, построено здание пожарной части, городского музея и администрации города. Улицы Пушкина, Курчатова, Революции, Володарского, Гузакова застроены пятиэтажными домами для рабочих и служащих.
* * *
В 1993 году Симское агрегатное производственное объединение было преобразовано в ОАО «Агрегат». Ныне это современное и высокотехнологичное предприятие с передовой культурой труда, выпускающее сложнейшие гидромеханические системы авиационного направления и другие товары. Недаром в гербе города Сим, встретившего в этом году свой 70-летний юбилей, значится летящий белокрылый лебедь – символ основного производства завода. 70 лет трудовой коллектив ОАО «Агрегат» комплектует отечественные самолёты и вертолёты топливной аппаратурой, постоянно совершенствуя качество и ассортимент выпускаемых изделий. «И для этого, - подчеркнул генеральный директор ОАО «Агрегат» В.Д. Изюмов, - у нас есть всё: мощный производственный и научно-технический потенциал, надёжная собственная сырьевая база, отношение к авиации как к делу, которым привыкли гордиться». Это, несомненно, является верным залогом новых трудовых свершений коллектива в будущем. Полёт симского лебедя продолжается!
Николай Пудовкин
Уважаемые читатели!
По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
Оставить комментарий