Интервью
фотогалерея
Грузоперевозки идут под гору
В текущем году темпы роста основных показателей, характеризующих отрасль грузоперевозок, замедлились. Большая часть параметров получила отрицательную динамику.
По данным статистики, за период с начала года по сентябрь включительно, грузооборот операторов РЖД снизился на два с половиной процента, автомобильные транспортные компании прибавили один процент. По объему грузоперевозок, как автоперевозчики, так и железнодорожные компании просели на три с половиной процента. Данные приведены в сравнении с показателями прошлого года за аналогичный интервал времени.
Причины спада вполне очевидны. Это общая неблагоприятная экономическая ситуация. По оценке экспертов рост ВВП в текущем году составит около двух процентов против запланированных пяти. Два – конечно тоже хорошо, однако следует понимать, что существенного прироста как в этом, так и в следующем году в экономике не предвидится.
Следует обратить внимание на то, что в этом году уравнялись показатели автоперевозчиков и операторов РЖД. На протяжении 2010-2012 годов динамика автоперевозчиков опережала, причем внушительно, динамику железнодорожных перевозчиков. Это объяснялось последствиями реформирования РЖД. Из-за отраслевой турбулентности железнодорожные транспортные услуги были либо недоступны для ряда предприятий, регионов и даже целых отраслей промышленности, либо условия оказания этих услуг были совершенно неприемлемы. Логично предположить, что в этих условиях шел интенсивный процесс оттока грузовой базы с железной дороги. На автомобильные дороги мигрировали даже такие грузы, как рудные материалы, продукция предприятий железобетонной и цементной индустрии.
Более того, большая часть предприятий, производящих цемент оснастилась своим специализированным автомобильным парком. Эту тенденцию четко отследили зарубежные производители специальной автомобильной техники, продажи которых, на фоне общего спада, росли именно в этом сегменте.
Грузоперевозки, как железнодорожные, так и автомобильные, снова становятся высоко конкурентными сегментами экономики. Причем со всеми присущими этому состоянию признаками. Идет процесс сокращения количества транспортных компаний. Железная дорога насчитывает около двух тысяч операторов. Большая часть подвижного состава сосредоточена у двух десятков крупнейших собственников, на долю которых приходится семьдесят процентов грузовых вагонов. На долю большого количества мелких компаний приходятся оставшиеся тридцать процентов. В текущем году количество мелких собственников сократилось на шесть процентов. Цифра не маленькая, а начавшийся процесс следует считать тенденцией.
Рынок автомобильных перевозок менее прозрачен, и здесь о ситуации, которая ни сколько не лучше, можно судить лишь по данным опроса. Из ста процентов опрошенных респондентов, абсолютно все считают рыночную ситуацию очень не благоприятной, около десяти процентов готовы покинуть бизнес, если в следующем году рыночная ситуация не изменится.
Автор публикации URFOTRANS.RU